Logo

Химия атмосферы


На главную Базовые лаборатории Наши преподаватели Наши студенты Контакты


Учебный план

Программы курсов:

Охрана окружающей среды

Аналитическая химия природных объектов

Химия атмосферы

Экологическая биохимия

Экологическая гидрохимия

Экологическая экспертиза

Экология

Геохимия

Гидробиология

Экологическая микробиология

Физиология человека и животных

Токсикология

Экологическое право

Экономика природопользования

Математическое моделирование экосистем

Математическое моделирование переноса и трансформации веществ

Химия почв

СКАЧАТЬ

I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса - познакомить студентов с химическими процессами, протекающими в атомсфере.
2. Задачи курса - дать базовые понятия, характеризующие состояние, взаимодействие и эволюцию основных биогеохимичских циклов в условиях функционирования системы земля - атмосфера - солнечное излучение; охарактеризовать основные каналы процессов ввода и вывода веществ из атмосферы.
Курс содержит не только информационно-познавательный лекционный, но и самостоятельное изучение рекомендуемой литературы с последующим обсуждением различных вопросов в ходе лекционных занятий.
3. Основу курса составляют разделы, связанные с изучением проблем образования загрязняющих атмосферу веществ, которые включают как естетсвенные, так и антропогенные источники, механизмы поступления их в атмосферу, выявляется определяющая роль солнечного излучения в механизмах вывода загрязнений из атмосферы.
4. Требования к уровню освоения содержания курса - знание базовых понятий, характеризующих превращения химических веществ на примере основных и наиболее характерных представителей химических гомологических рядов, являющихся загрязнителями атомсферы.

II. Содержание курса

1. В рамках курса значительное место уделяется изучению вопросов транспорта, химических превращений и процессам ввода - вывода веществ из атмосферы. Так, при рассмотрении вопроса о транспорте веществ анализируются процессы переноса между северным и южным полушариями, между западным и восточным полушпрями и т.д. При изучении роли солнечного излучения выделяются вещества, способные к фотохимическим реакциям под действием прямого солнечного излучения.
2. Разделы курса - курс объемом 34 часа содержит шесть разделов - тем:
" Структура и динамика атмосферы
" Фотохимические процессы в атмосфере
" Метан и углеводороды в атмосфере.
" Озон и его роль
" Неорганические окислы, кислотные дожди
" Аэрозоль

3. Темы и краткое содержание:

Тема 1. Структура и динамика атмосферы.
Основные понятия, характеризующие струтуру атмосферы. Давление в атомсфере и зависимость давления от высоты, Температура в атмосфере и зависимость температуры от высоты. Понятие о сухо-адиабатическом и влажно-адиабатическом коэффициентах. Представления о тропопаузе, стартопаузе, мезопаузе, термопаузе. Времена переноса веществ из северного полушария в южное и обратно, между востоком и западом, между поверхностью Земли и тропопаузой, между тропосферой и стратосферой. Ветры в атомсфере. Основные дифференциальные уравнения, описывающие перенос в атмосфере.

Тема 2. Фотохимические процессы в атмосфере.
Структура солнечного излучения, понятие о сечении поглощения, квантовый выход фотохимического процесса и его зависимость от длины волны. Эволюция энергии электронного возбуждения в молекулах - понятия комбинационных и интеркомбинационных переходов. Кинетика фотохимических реакций, определение кинетических параметров - констант скоростей и энергий активации в фотохимических реакциях. Фотохимические реаккции с участием окислов, формальдегида.

Тема 3. Метан и углеводороды в атмосфере.
Источники метана в атмосфере, естественные и антропогенные. Механизм формирования метана в источниках, образование метана в болотах, рисовых полях, озерах. Физико-химическое описание механизмов транспорта метана из этих источниках: молекулярная диффузия, пузырьковый транспорт, транспорт через растения. Химические реакции метана в атомсфере, его концентрация и процессы вывода. Регу3лирование мощности источников метана. Этан, бензол, изопрен в атомфере, их источники и стоки.

Тема 4. Озон и его роль.
Образование озона в тропосфере и стратосфере. Цикл Чепмена. Защитная функция озона. Примеси, разрушающие озон. Регуляция потока примесей в атомсферу. Фреоны и их замещение. Озонная дыра, ее причины и трасформация.

Тема 5. Неорганические окислы, кислотные дожди.
Образование окислов серы и азота в атмосфере, роль молний, роль океанов в поступлении серусодержащих веществ. Окисление в атмосфере серусодержащих веществ. Образование из окислов кислот и кислотные выпадения. Меры борьбы с кислотными дождями.

Тема 6. Аэрозоль.
Аэрозоль в атомсфере: дисперсионный и конденсационный характер иъх образования. Понятие о модах в распределении по размерам, коагуляционная, аккумуляционная и седиментационная моды. Источники и стоки аэрозолей. Основные дифференциальные уравнения, управляющие образованием, трансформацией и выпадением аэрозолей. Роль аэрозолей в регуляции климата.

4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий на экзамене

Билет N 1.

1. Состав атмосферы, масса, распределение плотности с высотой.
2. Соединения серы в атмосфере, их источники и реакции.
3. Ацетилен присутствует в атмосфере над океанами в концентрации 0,1 ppbv. Считая, что концентрация ацетилена в морской воде равна нулю, оценить поток ацетилена в океанические воды. Растворимость ацетилена в воде равна 1050 см3 в 1 л.

Билет N 2.

1. Распределение температуры в атмосфере. Градиент температуры.
2. Неметановые углеводороды в атмосфере, их источники и реакции.
3. СО присутствует в атмосфере над океанами в концентрации 0,1 ppmv. Считая, что концентрация CO в морской воде равна нулю, оценить поток CO в океанические воды. Растворимость CO в воде равна 22,7 см3 в 1 л.

Билет N 3.

1. Перенос в тропосфере. Характерные времена переноса внутри тропосферы. Коэффициенты турбулентной и молекулярной диффузии.
2. Формальдегид, СО и водород в атмосфере, их источники и реакции.
3. Концентрация метана в водоеме равна предельной растворимости при атмосферном давлении и составляет 30 см3 на 1 л. Чему равен поток метана из водоема в атмосферу.

Билет N 4.

1. Перенос между стратосферой и тропосферой.
2. Соединения азота в атмосфере, их источники и реакции.
3. Константа скорости реакции озона с сероводородом составляет 2 10-20 см3/с.
Константа скорости реакции Н2S с радикалом ОН равна 4,8 10-12 см3/с. По какому пути выводится сероводород из атмосферы?

Билет N 5.

1. Обмен между атмосферой и океаном.
2. Метан, его источники.
3. Вещество присутствует в атмосфере в концентрации 7 ppbv. Чему равно количество этого вещества в атмосфере?

Билет N 6.

1. Озон в стратосфере. Цикл Чепмена.
2. Реакции метана в атмосфере.
3. Вещество поступает в атмосферу только в Северном полушарии. Концентрация вещества в Южном полушарии в 4 раза ниже в среднем, чем в Северном. Каково время жизни вещества в атмосфере?

Билет N 7.

1. Природа озонной дыры.
2. Химические процессы в тропосфере.
3. Какое время требуется, чтобы вещество прошло путь, равный одному метру путем молекулярной диффузии в воздухе и в воде?

Билет N 8.

1. Гомогенная нуклеация.
2. Фреоны в атмосфере. Их источники и реакции.
3. Концентрация SO2 составляет 20 ppbv. Температура воздуха составляет 20 оС и давление 700 мбар. Чему равна концентрация SO2 в мг/м3?

Билет N 9.

1. Фотохимические процессы на молекулярном уровне.
2. Атмосферный аэрозоль, распределение по размерам, химический состав.
3. Чему должна равняться равновесная температура Венеры? Расстояние ее от Солнца составляет 0,723 от расстояния Земля - Солнце.

Билет N 10

1. Кинетика химических реакций. Цепные реакции.
2. Эмиссия метана из водоемов.
3. Радикалы ОН исчезают из атмосферы с константой скорости около 1 с-1 с образованием радикалов НО2. Какова стационарная концентрация радикалов НО2?

Билет N 11.

1. Органические ненасыщенные соединения в атмосфере.
2. Изотопный состав метана в атмосфере.
3. Вода в океане имеет рН, равное 8. Какова концентрация НСО3-? Параметры приведены в таблице.

Реакция Обозначение К(298)
СО2(газ)+ Н2О --> Н2СО3 КH 3,4*10-2
Н2СО3 + H2O --> H3O+ + HCO3 К1 4,6*10-7
HCO3-+ H2O --> H3O+ + CO3-2 К2 4,5*10-11

Билет N 12

1. Теория броуновского движения. Выражение Эйнштейна для коэффициента диффузии.
2. Наиболее реакционные частицы в атмосфере. Их возникновение и гибель.
3. Вещество поступает в тропосферу с поверхности Земли в количестве 100 Тг/год. Оно исчезает в реакции с озоном с константой скорости 10-13 см3/с. Какова его стационарная концентрация.

5. Примерная тематика курсовых работ:
1. Методы измерения концентраций метана в атмосфере
2. Методы измерения концентраций озона в атмосфере
3. Методы измерения концентраций окислов азота в атмосфере.
4. Методы измерения концентраций окислов серы в атмосфере.
5. Методы измерения концентраций перекиси водорода в атмосфере.
6. Методы регистрации распределения аэрозолей по размерам в атмосфере.
7. Методы регистрации химического состава аэрозолей.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п Наименование тем и разделов ВСЕГО (часов) Лекции (час) Семинары(час) Самостоятельная работа
1. Структура и динамика атмосферы 4 4 - -
2. Фотохимические процессы в атмосфере 4 4 - -
3. Метан и углеводороды в атмосфере. 8 6 - 2
4. Озон и его роль 10 8 - 2
5. Неорганические окислы, кислотные дожди 5 4 - 1
6. Аэрозоль 5 4 - 1
ИТОГО: 36 30 0 6

IV. Форма итогового контроля

Экзамен

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Список основной литературы

1. P.Warneck "Chemistry of the natural atmosphere", Acad.Press, San Diego, 1988
2. J.H.Seinfeld, S.N.Pandis "Atmospheric Chemistry and Physics" J.W., N.Y.,1998

Список дополнительной литературы

1. Исидоров В.А. Органическая химия атмосферы Химиздат. С.П., 2001, 351 с.
2. Исидоров В.А. Экологическая химия Химиздат. С.П., 2001, 303 с.


made by AGEHT-007, 2009