Микробы появились на свет с изобретением микроскопа.
Михаил Генин

Биологическое отделение ФЕН включает в себя следующие кафедры:

  1. Кафедра цитологии и генетики (базовый институт - ИЦиГ СО РАН) осуществляет подготовку специалистов в области генетики, цитологии, клеточной биологии, цитогенетики, онкогенетики.
  2. Кафедра физиологии (базовый институт ИЦиГ СО РАН и институты СО РАМН) выпускает специалистов в области физиологии и морфологии человека и животных.
  3. Кафедра молекулярной биологии (базовый институт - НИБХ СО РАН и ГНЦ ВБ "Вектор") готовит специалистов в области молекулярной биологии, генной инженерии, вирусологии, микробиологии, биохимии, биотехнологии. На кафедре специализируются студенты как биологического, так и химического отделений ФЕН.
  4. Кафедра общей биологии и экологии (базовые институты СО РАН - Систематики и экологии животных; Почвоведения и агрохимии, Центральный сибирский ботанический сад) готовит специалистов в области биоразнообразия, биоэкологии, экологии почв и ландшафтной экологии.
  5. Кафедра информационной биологии готовит специалистов для работы научно-исследовательских организациях, занимающихся решением фундаментальных биологических проблем, экологии, медицины на стыках биологии и таких наук как математика, информатика, физика, химия.

Система обучения на биологическом отделении ФЕН ориентирована на подготовку по направлению 020400 БИОЛОГИЯ (020400.62 КВАЛИФИКАЦИЯ "БАКАЛАВР", срок обучения четыре года и 020400.68, КВАЛИФИКАЦИЯ "МАГИСТР", срок обучения два года). В течение первых 3-х лет все студенты обучаются по единому учебному плану. Наряду с углубленным изучением таких разделов биологии как физиология, эволюционная теория, цитология, генетика, студенты получают теоретическую и практическую подготовку по селекции растений и животных. Значительное место отводится полевой практике студентов. Факультет располагает базами для проведения летних биологических и экологических практик на Горном Алтае, в лесостепной зоне Новосибирской области, на Обском водохранилище. На факультете имеются богатые коллекции растительного и животного мира, имеющие высокую научную ценность. Для решения задач современной биологии от исследователя требуются умение и навыки работы на сложнейшем оборудовании. Это возможно благодаря комплексному подходу к созданию учебных программ, включающих в себя не только биологические и химические курсы, но также необходимые математические и физические дисциплины.

Главный прибор биолога-исследователя (и студента) - это микроскоп. Помимо оптических микроскопов (~200 единиц) различного уровня - от простейших до исследовательского класса - и разного назначения, находящихся в общих биологических практикумах, производства фирмы "Карл Цейс", в распоряжении студентов имеется комплекс для электронной микроскопии, включающий уникальный трансмиссионный микроскоп Libra 120 и все необходимое современное оборудование для приготовления образцов. Современный электронный микроскоп - это прибор, который позволяет не только увидеть очень мелкие детали биологического объекта, но и позволяет получать трехмерное изображение этих "деталей", проводить в автоматическом режиме подсчет интересующих объектов (например, вирусов) в образце, и даже исследовать, каким образом изменяется элементный состав образца (биологической ткани), например при тех или иных заболеваниях.

После трех лет обучения студенты распределяются по специализациям и получают углубленные знания, выполняя дипломную работу на одной из вышеуказанных кафедр. В течение последнего (четвертого) года обучения студенты прослушивают некоторые специализированные курсы на избранных кафедрах и выполняют дипломную работу, после защиты которой получают диплом бакалавра и возможность продолжить обучение в магистратуре ФЕН на одной из выбранной кафедр, либо в другом вузе, либо устроиться на работу по специальности.

Обучение в магистратуре ФЕН продолжается два года, для поступления в нее необходим диплом о высшем образовании (бакалавра, специалиста или магистра). Подробнее об этом можно посмотреть в соответствующем разделе нашего сайта. По завершении обучения выпускник защищает магистерскую диссертацию, подготовленную по результатам своей исследовательской работы, и получает степень магистра. Выпускная магистерская диссертация является, как правило, очень серьезной основой для защиты диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Магистры, так же как и специалисты, имеют возможность продолжить свое обучение в аспирантуре НГУ или институтов СО РАН.

Тематики выпускных квалификационных работ весьма актуальны как в научном, так и в практическом аспектах. Они охватывают широкий спектр вопросов, связанных с такими современными областями как молекулярная биология, биоорганическая и медицинская химия, генетикой, генная инженерия, физиология, биотехнология.

По сути, каждая дипломная работа является исследованием, выполненным в рамках приоритетных направлений развития страны в соответствии с планами исследовательских работ СО РАН или СО РАМН. Как и всякое настоящее научное исследование, каждая такая работа уникальна и является пионерской. Дипломная работа выполняется студентом, как правило, территориально не на кафедре, а в базовом институте с использованием научно-технических возможностей СО РАН. За последние годы в рамках международного научного сотрудничества ряд студенческих дипломных работ выполнялся в лабораториях стран Европы.

Как правило, к окончанию НГУ выпускники ФЕН имеют несколько печатных научных работ в ведущих национальных и международных научных журналах, а также опыт участия в конференциях (в том числе международных). Студенты ФЕН активно участвуют также в выполнении научных работ по российским и международным грантам.

Подавляющее большинство выпускников ФЕН - специалистов химиков и биологов (более 70 %) поступают в аспирантуру НГУ или институтов СО РАН и СО РАМН химического, биологического и медицинского профиля. Спрос на специалистов - выпускников ФЕН в системе СО РАН даже несколько превышает число выпускников ФЕН. В связи с этим распределение выпускников происходит не по воле университета, а в соответствии с интересами самого выпускника. За всю историю существования факультета не было случаев обращения наших выпускников на биржу труда.