Учебный план
Программы курсов:
Охрана окружающей среды
Аналитическая химия природных объектов
Химия атмосферы
Экологическая биохимия
Экологическая гидрохимия
Экологическая экспертиза
Экология
Геохимия
Гидробиология
Экологическая микробиология
Физиология человека и животных
Токсикология
Экологическое право
Экономика природопользования
Математическое моделирование экосистем
Математическое моделирование переноса и трансформации веществ
Химия почв
|
СКАЧАТЬ
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина "Экономика природопользования" имеет своей целью выработку системного представления о взаимодействии окружающей природной среды и социально- экономической сфер жизни человека, проблемах этого взаимодействия и способах разрешения как с точки зрения категорий экономической теории, так и практики управления природопользованием в России и за рубежом.
Программа курса предлагает междисциплинарный подход в представлении дисциплины, включая и производственно-технологические аспекты экономики природопользования. Наличие системы экономического, социального, политического знания тем более важно, что объем знаний слушателей не предусматривает наличие систематических знаний в данных областях.
С другой стороны, в программе курса развит и традиционно сильный для НГУ методологический блок на основе современной экономической теории и ее методов.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
"Экономика природопользования" относится к циклу специальных профессиональных дисциплин образовательной программы магистров по направлению подготовки "Химия", профилю "Химия окружающей среды".
Необходимость такой дисциплины в составе данной образовательной программы определяется тем, что экономическая деятельность человека является основным фактором воздействия на природную среду, приводящему к нарушению стабильности и деградации экосистем, возможно, в ряде случаев необратимой. Решение таких проблем является, прежде всего, вопросом политическим, а значит, магистру химии, специализирующемуся в области химии окружающей среды, необходимо представлять, каковы социальные, экономические, политические мотивы и механизмы решения экологических проблем.
Осваивая курс, студенты должны получить аналитические навыки в рассмотрении проблем взаимодействия с окружающей природной средой, социальной и экономической сфер, стратегий эколого-экономического развития, использования инструментов политики рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Системное представление взаимосвязей экономики, экологии, общества и политики несет задачу экологического воспитания, должно способствовать формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции. В ходе изучения данного курса студенты должны:
изучить взаимодействие экономики и окружающей природной среды с учетом социально-политических влияний и последствий;
получить представление об эволюции и современном состоянии эколого-экономического знания;
владеть методологическим аппаратом экономической теории, описывающим проблемы взаимодействия экономики и окружающей среды и способы их решения;
знать принципы оценки стоимости экологических благ и природных ресурсов;
знать методы регулирования рационального использования природных ресурсов и ООС на микро- и макроуровне;
анализировать особенности природоохранной и ресурсной политики в России;
характеризовать глобальные экологические проблемы и их стратегические и политические последствия;
получить представление о развитии аналитических и политических инструментов решения эколого-экономических проблем в мире;
соотносить теоретические и прикладные аспекты устойчивого развития.
Для освоения содержания дисциплины студент должен иметь представление о методологии неоклассического экономического анализа, системное представление об экономических субъектах, их целях, стратегии и взаимозависимости с возможностью формализации этих отношений и поведения, представление об институциональном устройстве экономики. Таким образом, дисциплина "Экономика природопользования" обеспечивает логическую взаимосвязь с предшествующими дисциплинами "Экономическая теория" и "Природоохранное законодательство".
В свою очередь, освоение дисциплины создает базу для более глубокого понимания таких прикладных курсов, как "Экологическая оценка и экологическая экспертиза", "Экологический менеджмент".
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции ОК-2, ОК-4;
профессиональные компетенции ПК-6, ПК-10;
специальные компетенции, обусловленные основным содержанием дисциплины:
ОБЩИЕ
Знать:
- отображение общих законов развития природы, общества и мышления в сфере природопользования и состояние теоретического знания о нем;
- методологические подходы к исследованиям в области экономики природопользования.
Уметь:
- анализировать степень изученности эколого-экономических проблем на основе обзора существующих публикаций;
- структурировать задачи для самостоятельной работы в рамках курса, выделять, формулировать, и решать самостоятельные подзадачи как необходимые этапы решения задачи в целом;
- находить и эффективно использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач, поставленных преподавателем, руководителем или самостоятельно;
- реализовывать решения, принятые в разных ситуациях по месту трудовой деятельности с учетом особенностей природопользования, существующего отечественного и зарубежного опыта в данной области;
- понимать и воспринимать критические замечания и соответствующим образом модифицировать свою позицию в случае их обоснованности;
- изложить и предоставить результаты проведенных исследований в соответствии с общепринятыми требованиями.
Владеть:
- навыками оценки вариантов решения проблем эколого-экономических взаимодействий с учетом существующих теоретических и институциональных ограничений;
- способностью выделять особенности различных ситуаций природопользования (отраслевых, региональных и т.д.) и учитывать их в анализе и принятии решений;
- способностью формулировать собственную позицию относительно проблем эколого-экономического взаимодействия;
- навыками критического анализа идей, рассуждений и логических построений, представленные в экономических публикациях и общественных дискуссиях на эколого-экономическую тематику;
- способностью воспринимать экспертов из областей, связанных с окружающей природной средой, ее охраной, природными ресурсами и охраной жизни и здоровья человека и эффективно взаимодействовать с ними;
- навыками эффективной работы в команде, способностью реализовывать свою роль, свой потенциал.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Знать:
- о взаимодействии экономики и окружающей природной среды с учетом социально-политических влияний и последствий;
- о современном состоянии эколого-экономического знания;
- об основных проблемах, исследуемых экономикой природопользования, и степени их разработанности;
- об эволюции отношения общества и государства к окружающей среде и природным ресурсам, в том числе о концепции и стратегии устойчивого развития;
- о способах решения проблемы взаимодействия экономики и окружающей среды средствами экономической теории;
- о различных способах реакции загрязнителя на требования уменьшения загрязнения;
- об источниках ценности экологических благ и цепочке возникновения экономического ущерба от его потери или снижения качества;
- об основных методологических подходах к оценке стоимости экологических благ и величины экономического ущерба от загрязнения, их преимуществах и ограничениях;
- о теоретических подходах к оценке эффективности природоохранных мероприятий: анализ затрат-выгод, анализ риска-выгод, анализ минимизации издержек;
- о правовой базе эколого-экономического обоснования хозяйственных решений.
- об основных стратегиях управления загрязнением окружающей среды;
- о поведении основных экономических субъектов: предприятия, домашнего хозяйства, государства в условиях природоохранного регулирования и о мотивациях к формированию активной позиции в решении экологических проблем;
- о состоянии современной дискуссии об ограниченности ресурсов, в т.ч. о динамических аспектах ресурсопользования;
- об ограничениях модели Хотеллинга и влиянии его теории на современные представления об использовании невозобновляемых ресурсов;
- о модификации условий моделирования эксплуатации возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;
- об особенностях эксплуатации возобновляемого ресурса в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
- о способах регулирования эксплуатации ресурсов в режиме открытого доступа;
- о краткосрочных и долгосрочных последствиях "голландской болезни";
- об общих принципах управления природными ресурсами в зависимости от права собственности на них;
- об особенностях различных видов ресурсов и их учете в управлении;
- об условиях теоретических моделей устойчивого развития;
- о состоянии современной дискуссии о путях экономического развития;
- об основных политических решениях на пути к устойчивому развитию человечества, групп стран, России.
Уметь:
- выделять объекты экономики природопользования из социально-экономической информации;
- формулировать проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и использованием природных ресурсов;
- предполагать развитие ситуации при анализе эколого-экономических проблем;
- на условных примерах рассчитывать оптимальный уровень загрязнения;
- для каждого уровня загрязнения или уровня экономической активности в модели оптимального уровня загрязнения оценивать потери для загрязнителя и для реципиентов;
- оценивать преимущества и ограничения различных способов решения проблемы внешних эффектов;
- в общем виде или на условных примерах оценивать стоимость экологических благ и величину экономического ущерба от загрязнения;
- оценивать затраты и выгоды, связанные с загрязнением окружающей среды и его предотвращением, для загрязнителя, общества в целом и регулирующего органа;
- анализировать результаты эколого-экономического обоснования хозяйственных проектов;
- анализировать последствия различных регулирующих воздействий в модели оптимального уровня загрязнения, выделять сравнительные преимущества и ограничения методов регулирования;
- определять оптимальный уровень регулирующего воздействия на условных примерах;
- оценивать и прогнозировать поведение различных экономических субъектов при решении природоохранных проблем;
- формулировать проблемы современного социально-экономического развития, обусловленные состоянием ресурсной сферы в экономике;
- соотносить спрос на ресурс, его запасы и сроки их извлечения, цену и ее изменение в рамках модели Хотеллинга;
- оценивать изменение траектории цены невозобновляемого ресурса под влиянием различных факторов;
- моделировать развитие событий на ресурсных рынках с использованием положений модели Хотеллинга, оценивать факторы, искажающие моделируемой поведение объекта анализа;
- оценивать эффективность эксплуатации возобновляемого ресурса на условных примерах;
- прогнозировать развитие ситуации и предлагать варианты ее корректировки в конкретном случае использования возобновляемого ресурса в соответствии с предложенной методикой анализа;
- оценить эффективность режима эксплуатации того или иного ресурса на конкретном материале;
- выделять позитивные и негативные последствия эксплуатации природных ресурсов в открытых экономиках;
- на конкретных примерах анализировать наличие или отсутствие признаков "голландской болезни" в той или иной стране, оценивать адекватность регулирующих мер;
- анализировать возможности реализации стратегии устойчивого развития на конкретном материале;
- предполагать условия, необходимые для реализации стратегии устойчивого развития на конкретном материале;
- формулировать собственную оценку перспектив экономического развития и роста человечества.
3. Структура и содержание дисциплины "Экономика природопользования"
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Содержание разделов дисциплины
I. Введение. 12 часов
Тема 1. Институциональный и неоклассический анализ экономических субъектов и их взаимодействия. 8 часов
1. Социально-экономическая система. Институциональный анализ.
2. Миркоэкономический анализ рыночного механизма взаимодействия экономических субъектов.
3. Неоклассический анализ поведения экономических субъектов
Тема 2. Взаимодействие экономики и окружающей природной среды. 4 часа
1. Экономика и окружающая среда: проблемы взаимодействия. Классификация проблем взаимодействия в соответствии с направленностью потоков:
А) из окружающей среды в экономическую систему. Проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов;
Б) из экономической системы в окружающую среду. Проблемы, связанные с загрязнением ОС.
2. Историческое развитие взглядов на процесс взаимодействия общества и окружающей природной среды:
А) теоретический аспект. От Аристотеля до нашего времени. Современное состояние экономики окружающей среды и природных ресурсов как основной содержательной парадигмы. Альтернативные теории;
Б) политический и социальный аспект. Эволюция отношения общества и государства к окружающей природной среде. Природные факторы и экономический рост. Динамические аспекты природопользования. Устойчивое экономическое развитие
II. Экономика окружающей среды. Загрязнение и ассимиляционный потенциал. 14 часов
Тема 3. Методологическая основа проблемы загрязнения ООС в экономике окружающей среды. Окружающая среда как общественное благо. Загрязнение как внешние издержки. 6 часов
1. Права собственности
2. Внешние эффекты.
3. Модель экономического оптимума загрязнения.
4. Решение проблемы внешних эффектов (теоретический аспект):
- слияние виновника и жертвы загрязнений;
- решение Линдаля;
- решение Пигу;
- решение Коуза.
Тема 4. Экономическая оценка экологических благ и ущерба от загрязнения окружающей среды. 2 часа
1. Компоненты ценности экологических благ и издержек загрязнения.
2. Методология оценки.
3. Основные методы оценки:
- оценка на основе рыночных цен;
- оценка на основе затрат возмещения
- расчет остатка стоимости;
- метод гедонистических цен;
- метод защитных (упреждающих) затрат;
- метод транспортных (сопутствующих) затрат;
- условно-опросный (contingent valuation) метод;
- метод "доза-эффект".
Тема 5. Эколого-экономическое обоснование хозяйственных решений. 2 часа
1. Проблемы и методы определения экономической эффективности природоохранных мероприятий.
2. Проблемы эколого-экономического обоснования хозяйственных решений.
3. Экологическая экспертиза народнохозяйственных проектов.
Тема 6. Управление загрязнением окружающей среды. 3 часа
1. Методы регулирования загрязнения окружающей среды:
А) командно-административное решение;
Б) экономические методы (налоги, субсидии);
В) купля-продажа разрешений на загрязнение
2. Поведение фирмы в условиях природоохранного регулирования. Экологические аспекты управления фирмой.
3. Поведение домашнего хозяйства в условиях природоохранного регулирования. Пассивная стратегия: реакция на регулирующее воздействие со стороны государства. Активная стратегия: культура потребления, гражданская активность.
4. Государство и другие политические субъекты в области природоохранной политики. Общественные организации и объединения, политические партии. Экологические информирование и воспитание.
5. Особенности эколого-экономического управления:
А) региональные, отраслевые и межрегиональные особенности эколого-экономического управления;
Б) управление отдельными элементами экосистем и природными комплексами;
В) разработка и управление целевыми, многоцелевыми и межрегиональными экологическими программами.
III. Экономика природных ресурсов. 8 часов
Тема 7. Рента и ограниченность природных ресурсов. 2 часа
1. Экономические теории ренты.
2. Ограниченность природных ресурсов.
Тема 8. Основы теории невозобновляемых природных ресурсов. 2 часа
1. Правило Хотеллинга для ограниченных ресурсов. Базовая модель.
2. Ослабление условий Хотеллинга: издержки добычи; эксплуатация месторождений, различающихся издержками добычи; влияние альтернативного неисчерпаемого ресурса на эксплуатацию истощаемого природного ресурса. Разведка и прирост запасов природных ресурсов. Несоврешенная конкуренция.
Тема 9. Основы теории возобновляемых природных ресурсов. 2 часа
1. Модель эксплуатации воспроизводимых ресурсов:
А) использование возобновляемых ресурсов в условиях открытого доступа;
Б) частный оптимум использования возобновляемых природных ресурсов;
В) динамические процессы использования возобновляемых природных ресурсов;
Г) общественный оптимум использования возобновляемых природных ресурсов с учетом способности к восстановлению;
Д) использование возобновляемых природных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.
Тема 10. Управление природными ресурсами. Природные ресурсы и открытая экономика. 1 час
1. Принципы и инструменты управления природными ресурсами
2. "Голландская болезнь". Краткосрочные и долгосрочные последствия "голландской болезни"
IV. Природные ресурсы, окружающая среда и долгосрочные стратегии эколого-экономического развития. 2 часа
Тема 16. Устойчивое развитие. 2 часа
1. Устойчивость развития (теоретический аспект): понятие, сильная и слабая устойчивость, условия моделей устойчивого развития.
2. Устойчивость развития (практический аспект): Концепция устойчивого развития (доклад Брутланд), решения конференций в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге, участники политического процесса на национальном и международном уровне, роль негосударственных организаций.
4. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки "Химия", реализация компетентностного подхода в рамках дисциплины предусматривает использование следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:
- анализ конкретных ситуаций;
- решение задач.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Контрольная работа по 1 и 2 разделам (семин.).
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А) основная литература
1. Блам И.Ю., Сергиенко О.С. Экологический менеджмент. Учебное пособие - Новосибирск, 2001.
2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 2002.
3. Голуб А. А, Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
4. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2003 году". М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 2004.
5. Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду. М: Вита-Пресс, 2000.
6. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".2001.
7. Коптюг В.А. Человечество перед выбором. Повестка дня на XXI век.// ЭКО - 1992 - №10.
8. Мкртчян Г.М., Лиманова Е.Г. Экономика природопользования. Курс лекций. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2008.
9. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. Издательство С.-Петербургского университета, С.-Петербург, 2001.
10. Титенберг Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. М.: Олма-Пресс, 2001.
11. Тихомиров Н.П., Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Проф. Н.П. Тихомирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
12. D.W. Bromley. Environmental Economics.
13. Hussen A. M. 2000. Principles of Environmental Economics. Routledge , London & New York.
14. Pearce D. W., Turner R. K. 1990. Economics of Natural Resources and the Environment. Harvester Wheatsheaf, New York, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore.
Б) дополнительная литература
1. Бобылев С.Н. Экономика сохранения биоразнообразия. (Повышение ценности природы). М: Наука, 1999.
2. Бобылев С.П., Перелет Р.А. Раздел "Экономика" // Приоритеты национальной экологической политики России /Под ред. В.М. Захарова. М.: Наука, 1999.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.
4. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку. М.: Дело, 1991
5. Н.Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997.
6. Лиманова, Е.Г., 2005. Методы регулирования охраны окружающей среды в России и за рубежом: анализ выбора инструментов природоохранной политики и их эффективность./ Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - Новосибирск: НГУ, 2005. Т.5. Вып. 2. С.49-64.
7. Лиманова Е.Г. Экономика и экология. - Новосибирск: НГУ, 1998.
8. Максименко Ю.Л. Система подготовки и принятия хозяйственных решений. Взгляд эколога. М.: Диалог-МГУ, 1999.
9. Медведева О.В. Методы экономической оценки биоразнообразия. М.: Эколого-просветительский Центр "Заповедники", 1999.
10. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. В. Пределы роста. Издательство Московского университета, Москва, 1991.
11. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989.
12. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 1999.
13. Указ Президента Российской Федерации # 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". 1 апреля 1996.
14. Carson R. T., Flores N. E., Martin K. M., Wright J. L.1996. "Contingent Valuation and Revealed Preference Methodologies: Comparing the Estimates for Quasi-Public Goods," Land Economics, vol. 72 (1).
15. G. Chichinsky, G. Heal, A. Vercelli (ed.). Sustainability: Dynamics & Uncertainty. - Kluwer Ac. Publishers, 1998.
16. J. Clark, D. Cole (ed.). Environmental Protection in Transition. Economic, Legal and Socio-Political Perspectives on Poland. - Ashgate Publishing, Ltd., 1998.
17. P.S. Dasgupta, G.M. Heal. Economic Theory and Exhaustible Resources. - Cambridge University Press, 1993.
18. Hussen A. M. 2000. Principles of Environmental Economics. Routledge , London & New York.
19. Kolstad C. D. 2000. Environmental Economics. Oxford University Press, New York, Oxford.
20. Soderbaum P.. Ecological Economics: A Political Economics Approach to Environment and Development. - 2000.
21. Stavins R. Economics of the Environment. - 2000.
|