Logo

Химия Почв


На главную Базовые лаборатории Наши преподаватели Наши студенты Контакты


Учебный план

Программы курсов:

Охрана окружающей среды

Аналитическая химия природных объектов

Химия атмосферы

Экологическая биохимия

Экологическая гидрохимия

Экологическая экспертиза

Экология

Геохимия

Гидробиология

Экологическая микробиология

Физиология человека и животных

Токсикология

Экологическое право

Экономика природопользования

Математическое моделирование экосистем

Математическое моделирование переноса и трансформации веществ

Химия почв

СКАЧАТЬ

Аннотация рабочей программы

Дисциплина "Практикум по аналитической химии объектов окружающей среды" является частью химического цикла ООП по направлению подготовки 020100 "Химия", профиль "020100.62.10. Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность". Дисциплина реализуется на факультете естественных наук Национального исследовательского университета Новосибирский государственный университет кафедрой химии окружающей среды НИУ НГУ.

Содержание дисциплины включает вопросы, связанные с анализом объектов окружающей среды, ориентированным на современный уровень изучения химического состава природных и техногенных систем. В рамках курса значительное место уделяется применению современного аппарата аналитической химии для экологических исследований.

Дисциплина направлена на повышение у студентов-химиков уровня грамотности в области аналитической химии природных систем и развитие экологического мировоззрения, а также на формирование у выпускника общекультурных компетенций ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15 и профессиональных компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, коллоквиум, консультации, самостоятельную работу студента.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

Текущий контроль. Контроль успеваемости в форме коллоквиума и сдачи практических заданий, промежуточный контроль в форме зачета.

Допуск к защите курсовой работы предусматривает;

- сдачу практических заданий в виде результатов элементного и вещественного анализа реальных объектов окружающей среды;

- сдачу коллоквиума по материалам лекций.

Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета по результатам защиты выполненной студентом курсовой работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц, 200 академических часов. Программой дисциплины предусмотрены 20 часов лекционных и 116 часов практических занятий, а также 64 часа самостоятельной работы студентов. Остальное время - контроль в форме коллоквиума и практического задания - курсовой работы.

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса "Аналитическая химия объектов окружающей среды" - развитие у студентов профессиональных навыков формирования системного подхода к изучению химического состава объектов живой природы с применением современных методов элементного и вещественного анализа природных сред с учетом их особенностей, как объектов исследования. Особое внимание уделяется навыкам практической работы с акцентом на контроль достоверности полученных результатов.

В рамках курса на основе базовых знаний по аналитической химии студенты знакомятся с теоретическими разделами современного элементного и вещественного инструментального анализа на примере атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и метода капиллярного электрофореза. На практических занятиях студенты осваивают технику работы и методические приемы с применением данных методов анализа, конечной целью которых является определение микроэлементного и ионного состава реальных объектов окружающей среды

Задачи курса - сформировать представление о методах характеризации химического состава природных сред с позиции оценки экологической ситуации, дать практические навыки работы на современном оборудовании, применяемом в мировой практике анализа, обеспечить возможность применения полученных знаний для исследований в рамках реальной экологической проблемы.

Курс включает лекционную и практическую часть. Студентам предлагается также самостоятельное изучение рекомендуемой литературы, используемой при выполнении курсовой работы. В рамках практических занятий выполняются задания по анализу реальных объектов окружающей среды. Заключительная часть курса - выполнение курсовой работы, связанной с реальной проблемой экологического характера.

По окончании изучения курса студент должен иметь представление о современном состоянии проблемы анализа объектов окружающей среды, знать особенности и возможности практического применения аналитических методов в экологических исследованиях, уметь провести анализ реальных объектов одним из изученных методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина "Практикум по аналитической химии объектов окружающей среды" является частью химического цикла ООП по направлению подготовки "020100ХИМИЯ", профиль "020100.62.10. Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность".

Дисциплина "Аналитическая химия объектов окружающей среды" опирается на следующие дисциплины данной ООП:

· Аналитическая химия

· Дополнительные главы аналитической химии

· Анализ объектов. Пробоотбор и пробоподготовка

· Химия атмосферы

· Экологическая гидрохимия

· Геохимия;

· Химия почв.

Результаты освоения дисциплины "Практикум по аналитической химии объектов окружающей среды" используются в следующих дисциплинах данной ООП:

· Экология;

· Экологическая химия атмосферных процессов

· Полевая экологическая практика;

· Гидробиология

· Экологическая физиология

· Экологическая микробиология

· Экологическая биохимия

· Природоохранное законодательство

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины "Практикум по аналитической химии объектов окружающей среды"

  • общекультурные компетенции:

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

· использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

· способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-8);

· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);

· владение развитой письменной и устной коммуникацией, включая иноязычную культуру

(ОК-11);

· владение одним из иностранных языков (преимущественно английским) на уровне чтения научной литературы и навыков разговорной речи (ОК-12);

· настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-13);

· умение работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК-14);

· способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15).

· профессиональные компетенции:

· понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности (ПК-1);

· владение основами теории фундаментальных разделов физической химии (ПК-2);

· способность применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);

· навыки химического эксперимента, основных синтетических и аналитических методов получения и исследования химических веществ и реакций (ПК-4);

· представление об основных химических, физических и технических аспектах химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5);

· владение методами регистрации и обработки результатов химически экспериментов (ПК-8);

· понимание принципов организации педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· иметь представление об особенностях природных сред как объектов анализа;

· уметь оценивать возможности применения различных методов элементного и вещественного анализа для изучения химического состава объектов окружающей среды;

· знать и уметь применять методы оценки достоверности результатов анализа; способы контроля, учета и устранения систематической погрешности, обусловленной сложным химическим составом и другими особенностями объекта исследования;

· владеть навыками подготовки природных образцов к анализу в зависимости от применяемого инструментального метода и задачи исследования;

· владеть навыками практического применения современных инструментальных методов элементного (атомно-эмиссионная спектрометрия с индуктивно связанной плазмой) и вещественного (капиллярный электрофорез) анализа в экологических исследованиях;

· уметь применять полученные теоретические знания и экспериментальные навыки для решения задач, связанных с реальными экологическими проблемами: оценкой качества природных, питьевых и сточных вод, а также степени загрязнения почвенного, снегового покрова и растительности в зоне действия источников антропогенного воздействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц, 200 часов.

Программа курса лекций

Введение

Особенности природных сред как объектов анализа

Лекция 1.

Элементный и вещественный анализ природных сред. Характерные особенности объектов окружающей среды (ООС) как объектов анализа. Химический и фазовый состав ООС. Изменяемость во времени. Многообразие химических форм элементов.

Лекция 2

Задача аналитического исследования. Стратегия анализа применительно к природным средам. Критерии выбора метода анализа для решения конкретной задачи исследования в области экологии. Схема аналитической процедуры. Проблема пробоотбора.

Лекция 3

Метрологические характеристики методов анализа. Нормальное распределение результатов. Погрешность анализа. Предел обнаружения элемента. Связь погрешности анализа и концентрации элемента. Источники систематических погрешностей в анализе ООС. Образцы сравнения и стандартные образцы состава. Межлабораторный эксперимент. Его роль в обеспечении качества химического анализа.

Лекция 4

Инструментальные методы определения микроэлементного состава объектов окружающей среды. Сущность методов атомно-абсорбционной, атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии. Возможности методов применительно к анализу природных сред (способ ввода пробы в источник возбуждения спектров, атомизации или ионизации, матричные эффекты и способы их учета).

Лекция 5

Атомно-эмиссионная спектрометрия (АЭС). Атомные эмиссионные спектры. Потенциалы возбуждения и ионизации. Их связь с периодической системой элементов. Правило отбора. Резонансные линии, "последние" линии. Процессы излучения и поглощения в плазме. Закономерности формирования аналитического сигнала.

Лекция 6

1. Схема спектрального анализа. Источники возбуждения спектров в атомно-эмиссионном анализе. Типы и особенности газовых разрядов, применяемых в атомно-эмиссионном анализе в качестве источников возбуждения спектров. Интенсивность атомных и ионных линий в эмиссионном спектре. Связь интенсивности спектральных линий элементов с параметрами плазмы для атомных и ионных линий элементов. Уравнение Саха. Связь интенсивности спектральных линий элементов с концентрацией. Способы повышения чувствительности анализа. Матричные эффекты в АЭС.

Лекция 7

Определение содержания определяемого компонента в пробе. Статистическая обработка результатов анализа: оценка воспроизводимости, сходимости и правильности анализа. Применение метода последовательных разбавлений и метода добавок. Использование стандартных образцов состава. Сопоставление полученных данных с результатами независимых методов анализа.

Лекция 8

Индуктивно связанная плазма как перспективный источник возбуждения спектров в атомно-эмиссионной спектрометрии. Зональность ИСП. Основные преимущества перед другими источниками. Радиальный и аксиальный способы наблюдения. Выбор аналитической зоны. Типы плазменных горелок и распылителей аэрозоля.

Лекция 9

Сущность, основные понятия и физико-химические основы метода капиллярного электрофореза (КЭ). Двойной электрический слой. Электроосмотический поток. Электрофоретическая миграция в капилляре. Размывание зоны пробы в капилляре. Концентрирование пробы в капилляре. Эффект стэкинга.

Лекция 10

Эффективность разделения и разрешающая способность. Способы детектирования. Виды капиллярного электрофореза: зонный электрофорез, мицеллярная электрокинетическая хроматография, изотахофорез. Аппаратура для капиллярного электрофореза. Источники напряжения. Способы ввода пробы в капилляр. Применение КЭ в анализе объектов окружающей среды.

5. Образовательные технологии

Преподавание в рамках практикума ведется последовательно по методам элементного и вещественного анализа путем чередования лекций и лабораторных занятий по каждому типу. В процессе чтения лекций допускается и приветствуется обсуждение и дискуссия по наиболее проблемным вопросам. Благодаря тому, что лекции и практические занятия проводит один и тот же преподаватель, существует обратная связь с аудиторией, поэтому ко многим вопросам, которые обсуждались в процессе лекций, можно возвращаться уже на более высоком познавательном и практическом уровне в ходе лабораторных занятий.

Процесс лабораторных занятий включает два этапа:

- выполнение обязательных заданий по анализу реальных природных образцов с применением атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и метода капиллярного электрофореза:

- подготовка курсовой работы, ориентированной на решение реальной экологической проблемы с использований по выбору студентов методов анализа и оборудования, доступных в рамках настоящего практикума, либо оборудования, применяемого в качестве аналитического обеспечения при выполнении научно-исследовательской работы для подготовки диплома бакалавра.

Важной особенностью данного практикума является его ориентация на практическое применение полученных теоретических знаний при проведении элементного и вещественного анализа реальных природных объектов, выбор которых предоставляется самим студентам даже в рамках выполнения обязательного задания.

Сдача обязательного практического задания проводится в форме "круглого стола", в ходе которого и студенты и преподаватель имеют возможность задавать вопросы, обсуждать полученные результаты и оценивать их качество с точки зрения достигнутых метрологических характеристик и решения поставленной задачи экологического характера.

В качестве положительного момента организации курса следует отметить, что преподаватель практикума является практикующим специалистом в области элементного и вещественного анализа объектов окружающей среды, что позволяет ему оказывать реальную помощь студентам в организации корректного подхода к проведению качественного и количественного анализа, необходимого при проведении научных исследований.

В процессе подготовки курсовой работы на любом этапе ее выполнения студентам предлагаются консультации по обсуждению экспериментальных данных, которые предусматривают индивидуальную форму работы с каждым студентом с учетом специфики решаемой им экологической задачи.

Защита курсовой работы предусматривает ее представление в виде презентации и устного доклада продолжительностью не более 10 минут с использованием мультимедийных средств.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов после приобретения базовых навыков работы на оборудовании осуществляется в виде выполнения обязательного практического задания по анализу реальных образцов природного происхождения на содержание микро- и макрокомпонентов с применением методов элементного и вещественного анализа, а также в виде изучения основной и дополнительной литературы по экологическим проблемам и методам изучения химического состава природных сред.

Текущий контроль по усвоению теоретического материала проводится в виде коллоквиума. Промежуточная аттестация осуществляется по результатам сдачи коллоквиума и обязательных практических заданий в виде зачета.

В случае получения неудовлетворительной оценки или отсутствия на коллоквиуме по уважительной причине (наличие медицинской справки) коллоквиум можно пересдать в течение недели от окончания срока действия справки. Время и место пересдачи коллоквиума обговаривается отдельно с преподавателем

Учебно-методическое обеспечение дисциплины: при подготовке к лекциям и коллоквиуму студенты могут использовать рекомендованные преподавателем литературные источники и Интернет-ресурсы, а также любую доступную справочную литературу, программное обеспечение и базы данных. Основные рекомендованные источники:

1. Основы аналитической химии. Ред. Ю. А. Золотов. М., 1999. Т.1, 2.

2. Дробышев А.И. Основы атомного спектрального анализа - Изд-во С-Петербургского

университета. 2000.

3. Шуваева О. В., Бейзель Н. Ф. Аналитическая химия объектов окружающей среды. Ч.1. Определение микроэлементов в природных средах. Учебно-методическое пособие. Изд-во Новосибирского университета. 2005..

4. Шуваева О.В. Современное состояние и проблемы элементного анализа вод различной природы. Аналитический обзор. Новосибирск, 1996

5. Фомин Г.С. Вода. Контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по

международным стандартам. Энциклопедический справочник. М., "Проректор", 2000.

6. Руководство по капиллярному электрофорезу. Ред. А.М. Волощука, - М: Научный

совет по хроматографии, 1996.

7. Комарова Н. В., Каменцев Я. С. Практическое руководство по использованию систем

капиллярного электрофореза "Капель" - СПб.: ООО "Веда", 2006.

Примеры контрольных вопросов коллоквиума:

Общие вопросы аналитической химии объектов окружающей среды:

1. Особенности природных сред как объектов анализа. Общая характеризация.

2. Пробоотбор, Требования,и способы проведения. Консервация и хранение. Подготовка пробы к анализу.

3. Основные метрологические характеристики методик анализа. Случайная и систематическая погрешность. Предел обнаружения элемента. Связь погрешности анализа и концентрации элемента. Минимальная определяемая концентрация.

4. Образцы сравнения и стандартные образцы состава. Межлабораторный эксперимент. Его роль в обеспечении качества химического анализа.

5. Общая характеристика элементного состава природных сред. Способы выражения концентраций.

Микроэлементный анализ

1. Инструментальные методы определения микроэлементного состава объектов окружающей среды. Схема аналитической процедуры.

2. Атомно-абсорбционная и атомно-флуоресцентная спектрометрия. Сущность методов. Достоинства и недостатки.

3. Атомно-эмиссионная спектрометрия. Сущность метода. Источники возбуждения спектров.

4. Масс-спектрометрия. Сущность метода. Достоинства и недостатки.

5. Сравнение возможностей атомно-спектральных и масс-спектральных методов определения микроэлементов применительно к объектам окружающей среды.

Атомно-эмиссионная спектрометрия.

1. Атомные эмиссионные спектры. Потенциалы возбуждения и ионизации. Их связь с периодической системой элементов. Правило отбора. Резонансные линии, "последние" линии.

2. Процессы излучения и поглощения в плазме.

3. Интенсивность атомных и ионных линий спектра.

4. Связь интенсивности спектральных линий элементов с параметрами плазмы для атомных и ионных линий элементов. Уравнение Саха

5. Способы оценки эффективных параметров плазмы

6. Критерии выбора метода анализа для решения конкретной экологической задачи

7. Задача и стратегия анализа. Схема аналитической процедуры

8. Индуктивно связанная плазма как перспективный источник возбуждения спектров в атомно-эмиссионной спектрометрии. Особенности и возможности применения ИСП АЭС в анализе объектов окружающей среды

9. Пробоподготовка в атомно-эмиссионном анализе с ИСП в качестве источника возбуждения спектров: анализ твердых веществ и растворов.

Методы вещественного анализа. Капиллярный электрофорез.

1. Сущность и основные понятия метода капиллярного электрофореза.

2. Закономерности электрофоретического перемещения заряженных частиц в капилляре

3.Поверхность кварцевого капилляра, двойной электрический слой, формирование электроосмотического потока. Возможные способы влияния на его величину

4. Схематическое представление процесса капиллярного электрофореза

5. Способы ввода пробы в капилляр. Методы детектирования.

6. Концентрирование пробы в капилляры (стэкинг)

7. Основные узлы аппаратуры для капиллярного электрофореза

8. Сравнение методов ВЭЖХ и КЭ

Примерные темы курсовых работ:

1.Определение ионного состава атмосферных аэрозолей по результатам анализа снегового покрова.

2. Определение ионного состава снежных выпадений в окрестностях Новосибирска

3. Качество вод Новосибирского водохранилища как области питания водозабора ННЦ

4. Определение тяжелых металлов в природных водах методом инверсионной вольтамперометрии.

5. Изучение форм нахождения тяжелых металлов в донных отложениях бессточных озер с применением техники ступенчатого выщелачивания методом ИСП АЭС.

6. Распределение тяжелых металлов в системе "вода- донный осадок - растительность" по данным натурного моделирования.

7. Определение содержания тяжелых металлов в различных объектах биогеоценоза окружающей среды Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

8. Оценка экологического состояния некоторых озер Алтайского края методом биогеохимической индикации.

9. Исследование фотохимической деградации пестицидных примесей методом газо-жидкостной хроматографии.

10. Изучение механизма вторичного химического загрязнения питьевых вод, пропущенных через индивидуальные бытовые фильтры.

Методические рекомендации к выполнению обязательного практического задания по атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой .

Пример: определение микроэлементов в водорастворимой фракции снегового покрова

Регламентирующий документ: Вода питьевая. Определение содержания элементов методами атомной спектрометрии. ГОСТ Р 51309-99

Пробоподготовка: фильтрование пробы воды через мембранный фильтр 0,45 мкм, разбавление при необходимости. Введение в анализируемую пробу внутреннего стандарта Sc(NO3)3 на уровне 0,5 мг/л и азотной кислоты на уровне 0,35 М

Аппаратура и материалы: ИСП-АЭС спектрометр iCAP 6000 (IntertechCorporation, USA); многоэлементные аттестованные смеси производства ООО НПП "Скат" (Россия, Новосибирск); нитрат скандия, о.с.ч.; кислота азотная, о.с.ч.

Сбор и обработка данных : с помощью персонального компьютера с операционной системой "Windows® 2000/XP", на котором установлена соответствующая программа сбора и обработки данных.

Параметры спектрометра выбираются как оптимально-компромиссные для одновременного определения широкого круга элементов (Al, Ca, Cd, Cu, Fe, K, Na, Mg, Mn, Pb, Zn, V, Ni, Sn, As, Cr и др.). Значения соответствующих величин приведены в таблице 1. Аналитические линии определяемых элементов приведены в таблице 2. Выбор аналитических линий может изменяться в зависимости от состава пробы.

Приготовление градуировочных растворов: из аттестованных смесей, содержащих определяемые элементы в зависимости от задачи исследования, путем разбавления аликвотных частей аттестованных смесей водой с одновременным введением в их состав нитрата скандия в качестве внутреннего стандарта на уровне 0, 5 мг/л и азотной кислоты на уровне 0,35 М.

Инструментальный анализ: ввод в плазму спектрометра градуировочных растворов и пробы в соответствии с выбранным режимом и инструкцией по эксплуатации прибора. Обработка результатов измерений с помощью программного обеспечения спектрометра.

Через все стадии аналитической процедуры обязательно проводят контрольный опыт, чтобы учесть возможные загрязнения определяемыми компонентами в процессе пробоподготовки и анализа.

Пример: определение микроэлементов во взвешенной фракции снегового покрова

Аппаратура и материалы: ИСП-АЭС спектрометр iCAP 6000 (Inter-techCorp., USA); микроволновая печь Mars-5 (CEM Corp., USA), автоклавы HP-500 из материала PFA (поли-тетрафтор-алкоксиэтилен) объемом 50 мл; многоэлементные аттестованные смеси производства ООО НПП "Скат" (Россия, Новосибирск); нитрат скандия, о.с.ч.; кислота азотная, о.с.ч.; кислота соляная, о.с.ч.; кислота фтористоводородная, о.с.ч.

Пробоподготовка: взвешенную часть снегового покрова, отобранную на фильтр (мембранный или бумажный), вместе с фильтром помещают в автоклав HP-500. Далее проводят поэтапное микроволновое (МВ) разложение взвеси аэрозоля вместе с материалом фильтра: на первом этапе используют в качестве реагента концентрированную азотную кислоту (из расчета 5 мл на 100 мг взвеси), которая, с одной стороны, обеспечивает окисление органической матрицы пробы, а с другой - выщелачивание микроэлементов из полностью или частично нерастворимой матрицы. После завершения первого этапа МВ разложения раствор отделяют от осадка путем декантации, а остаток подвергают МВ разложению в присутствии плавиковой кислоты (не менее 7 мл) для полного растворения кремниевой основы. Каждый этап включает 3 последовательных стадии микроволновой обработки. Всю процедуру пробоподготовки проводят также и с чистым фильтром, чтобы учесть возможный привнос микроэлементов в анализируемую пробу в процессе ее подготовки к анализу. Режим микроволнового разложения для первого и второго этапов представлен в табл. 3.

После охлаждения полученного раствора, содержимое автоклава количественно переносят в колбу объемом 50 мл и доводят до метки дистиллированной водой. Коэффициент концентрирования микро- и макроэлементов для пробы снега весом 1 кг при таком разбавлении составляет 1000/50 (20). В процессе проведения анализа для ряда элементов (кальция, кремния, алюминия, железа и др.) может потребоваться разбавление, которое подбирают опытным путем.

Все последующие операции по приготовлению градуировочных растворов, оптимизации параметров спектрометра аналогичны таковым для определения микро- и макроэлементов в водорастворимой фракции. Расчет концентрации микро- и макроэлементов в пробе снегового покрова ведут с учетом всего объема отобранной для анализа пробы, подвергшейся процедуре фильтрования.

Методические рекомендации к выполнению обязательного практического задания по применению метода капиллярного электрофореза в анализе объектов окружающей среды.

Пример: Определение анионного состава природных вод

Регламентирующий документ: Определение неорганических анионов: хлорида, сульфата, нитрита, нитрата, фторида и фосфата в природных водах. Регламентирующий документ: ПНД Ф 14.1:2:4.157-99, издание 2009 г. Определении массовых концентраций анализируемых компонентов методом капиллярного электрофореза (КЭ) с косвенным детектированием при длине волны 254 нм и 374 нм в диапазоне концентраций (мг/л): нитрит 0,2-100; нитрат 0,2-100; фосфат 0,25-100; сульфат 0,5-20000; фторид 0,1-25; хлорид 0,5-20000.

Пробоподготовка: фильтрование пробы воды через мембранный фильтр 0,45 мкм, разбавление при необходимости.

Аппаратура и материалы: система КЭ с отрицательной полярностью высокого напряжения; ГCО состава растворов анионов: хлорид-иона (10 мг/см3), нитрит-иона (1 мг/см3), сульфат-иона (10 мг/см3), нитрат-иона (1 мг/см3), фторид-иона (1 мг/см3), фосфат-иона (0,5 мг/см3); вода дистиллированная (по ГОСТ 6709-72); кислота соляная, х.ч.; натрия гидроксид, х.ч.; хрома (VI) оксид, ч.д.а.; цетилтриметиламмония гидроксид (ЦТАОН), квалификации RG; диэтаноламин (ДЭА), квалификации RG;

Сбор, обработка и вывод данных : с помощью персонального компьютера с операционной системой "Windows® 2000/XP", на котором установлена соответствующая программа сбора и обработки данных.

При использовании источника напряжения отрицательной полярности электрод на входном конце капилляра будет катодом, а электрод выходного конца - анодом, и анионы при условии обращения ЭОП будут мигрировать в сторону выходного конца, т. е. к детектору. Порядок выхода определяемых анионов иллюстрируется рис.1. Растворимые карбонаты, при соотношении концентраций 1000:1, не мешают определению фосфатов и всех остальных определяемых анионов. Одноосновные органические кислоты и нейтральные органические соединения не мешают определению. Определение полифосфатов по данной методике не проводят.

Условия разделения: Буфер: хроматный, с добавкой ДЭА и ЦТАОН, капилляр: Lэфф/ Lобщ = 50/60 см, ID= 75 мкм; ввод пробы: 30 мбарo10с; напряжение: -17 кВ; детектирование: 254 нм (374 нм), косвенное.

Состав буфера: 5 мМ CrO3; 20 мМ ДЭА; 65 мМ ЦТАОН

Приготовление градуировочных растворов: используют базовый раствор, содержащий 50 мг/л хлорид-, нитрит-, сульфат-, нитрат- и фосфат-ионов и 25 мг/л фторид-иона (смесь №1), на основе которого готовят остальные растворы в соответствии с рекомендациями, представленными в табл.4.

Подготовка к проведению анализа: заполнение виал градуировочными растворами, пробой, буферным раствором, водой, щелочью, кислотой, установка в соответствующие положения автосэмплера.

Кондиционирование капилляра: последовательная промывка 2 минуты дистиллированной водой; 10 минут раствором соляной кислоты с концентрацией 1 моль/л; 5 минут дистиллированной водой; 10 минут раствором гидроксида натрия с концентрацией 0,5 моль; 5 минут дистиллированной водой; 10 минут раствором разделительного электролита.

Построение и контроль стабильности градуировочной зависимости:

Установка последовательно в рабочее положение виал с градуировочными растворами №1, 2, 3, 5 и дистиллированной водой, проведение анализа каждого из них, запись и обработка электрофореграмм в соответствии с указаниями, представленными в руководстве по сбору данных к системе капиллярного электрофореза; построение градуировочного графика; контроль стабильности градуировочной характеристики: анализ градуировочной смеси №4 в качестве контрольной не менее двух раз; автоматическая идентификация компонентов в окне 5%; при необходимости программная коррекция номера пика или времени миграции.

При помощи программного обеспечения вычисление массовой концентрации компонентов в контрольной смеси для каждого ввода (Х1 и Х2, мг/л), и оценка приемлемости полученных значений при помощи условия: | X1 - Х2 |?0,07 ? Хизм , где Хизм - среднее арифметическое значений массовой концентрации компонентов для двух последовательных вводов (Х1 и Х2), мг/л.

Градуировочная характеристика признается стабильной, если выполняется неравенство:

| Xизм - Ск |? 0,12 к ,

где Ск - массовая концентрация соответствующего компонента в контрольной смеси (мг/л).

Проведение анализа: для каждой пробы не менее двух вводов в соответствии с аналогичной процедурой для градуировочных растворов; обработка соответствующих электрофореграмм; вычисление концентрации анионов в пробе для каждого ввода с помощью ПО.

Через все стадии аналитической процедуры обязательно проводят контрольный опыт, чтобы учесть возможные загрязнения определяемыми компонентами в процессе пробоподготовки и анализа.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Основы аналитической химии. Ред. Ю. А. Золотов. М., 1999. Т.1, 2.

2. Х.И.Зильберштейн. Спектральный анализ чистых веществ. Химия. Санкт-Петербург, 1994

3. Дробышев А.И. Основы атомного спектрального анализа - Изд-во С-Петербургского

университета. 2000.

4. Руководство по капиллярному электрофорезу. Ред. А.М. Волощука, - М: Научный

совет по хроматографии, 1996.

б) дополнительная литература:

1. Е. А. Зилов. Химия окружающей среды. Учебное пособие. Изд-во Иркутского университета. 2006.

2. Гусева Т.В., Молчанова Я.П., Заика Е.А. и др. Гидрохимические показатели состояния

окружающей среды: справочные материалы. М.: СоЭС, Метод. Центр "Эколайн", 2000.

3. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Часть I. Ред. И.П. Калинкин, В.И.

Мосичев, А.А. Карцова, М.И. Булатов. Санкт-Петербург, НПО: Мир и семья. 2002.

4. Лонцих С.В., Петров Л.Л. Стандартные образцы состава природных сред. Новосибирск: Наука.

Сиб. отд. 1988

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Атомно-эмиссионный спектрометр iCAP 6000 (INTERTECH Corp., USA);
  • Система капиллярного электрофореза (Agilent Technologies, USA);

· В качестве технического обеспечения лекционного процесса используется ноутбук, мультимедийный проектор, экран

  • Для демонстрации иллюстрационного материала используется программа Microsoft Power Point 2003.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению "020100 ХИМИЯ" и профилю подготовки "020100.62.10. Химия

окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность", а также в соответствии с Образовательным стандартом высшего профессионального образования, принятым в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Новосибирский государственный университет


made by AGEHT-007, 2009